Федор Григорьевич Солнцев


Солнцев Федор ГригорьевичФедор Григорьевич Солнцев – русский живописец-археолог и реставратор, профессор Императорской Академии художеств, родился 14 апреля 1801 г. в селе Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье крепостных графа Мусина-Пушкина. Склонность к рисованию проявилась у него уже в детстве. На берегу реки Ильдь он собирал мелкие цветные камешки, растирал их с водой и получал красную, синюю и зелёную краски. Рисовал лубочные картинки и иконы, которые видел в церкви. Заметив природную одарённость мальчика, граф дал отцу семейства, Григорию Кондратьевичу, «вольную», что позволило ему определить сына в 1815 г. в Петербургскую Академию художеств. На картины начинающего художника обратил внимание президент Академии, директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, который стал привлекать Солнцева для выполнения различных работ и заказов, нацеливая его в будущем на художественно-археологические исследования. По окончании академического курса в 1824 г. Солнцеву были вручены Малая золотая медаль и аттестат I степени на звание классного художника за дипломную картину «Село Верхне-Никульское. Крестьянское семейство за обедом». В 1827 г. он был удостоен Большой золотой медали за полотно на евангельскую тему «Воздадите кесарево кесарю, а Божия Богови». В 1829 г. Федор Григорьевич выполнил рисунки Рязанских древностей (драгоценных блях, барм, перстней) и с этого времени окончательно связал свою жизнь и творчество с археологией – современники стали называть мастера живописцем-археологом, а впоследствии его полувековая художественно-археологическая деятельность была отмечена золотой медалью Императорского Русского археологического общества. В 1830-е гг. начался новый этап в творческой биографии Солнцева. Он работал в Москве, делая эскизы с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля и его соборах, акварельные зарисовки города. Часть созданного им собрания рисунков русской старины VI – XVIII веков, отличавшихся высокой степенью детализации (исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т.д.), была использована позднее при издании шести монументальных томов «Древностей Российского государства» (1849-1853). Был также выпущен большой альбом из 325 рисунков «Типы и костюмы народностей России». Художник неуклонно совершенствовал своё мастерство. За написанную по заданию Академии программную картину «Встреча великого князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием» в 1836 г. он был удостоен почётного звания академика. По проектам Солнцева реставрировались храмы Московского Кремля. Все интерьеры Кремлевского дворца и Оружейной палаты были сделаны по его эскизам: обои, полы, ковры, портьеры, посуда. Солнцев много ездил по древнерусским городам и монастырям, исследуя и срисовывая предметы и памятники старины, делал этнографические зарисовки. Более пяти тысяч рисунков и акварелей, созданных его кистью, позволяют и сегодня составить представление о русской старине. С его помощью иллюстрированы десятки книг. Он преподавал иконопись в Петербургской духовной семинарии и обучал детей живописи в Академии художеств, за что получил ордена св. Анны 2-й степени (1848) и св. Владимира 3-й степени (1861). Реставрировал фрески и раскрывал мозаики Киевского Софийского собора (ХI век), с ювелирной точностью копируя его росписи. В 1876 г. в связи с 50-летием художественной деятельности Солнцеву было присвоено звание профессора и вручена специально выбитая в его честь золотая медаль.

Скончался Федор Григорьевич Солнцев в Петербурге 3 марта 1892 г. Похоронен на Волковском кладбище. Художник прожил долгую жизнь – почти все XIX столетие. Его произведения называли живописной летописью Древней Руси и считали источником возрождения «русского стиля». Именно ему отечественная наука обязана сохранением многих драгоценных материалов нашей истории, и до сих пор он остаётся самым выдающимся представителем в области художественной археологии и этнографии.


Посмотреть галерею Солнцева Федора Григорьевича