Николай Семенович Лесков


Николай Семенович Лесков

Николай Семенович Лесков – один из выдающихся мастеров отечественной прозы, «самый русский из русских писателей», как говорили о нем современники, родился на Орловщине, в селе Горохове, 4 (16) февраля 1831 г. Отец его, Семен Дмитриевич, происходил из духовенства и сам окончил духовную семинарию, но, прервав семейную традицию, стал судейским чиновником в Орле и дослужился до потомственного дворянства. Мать, Мария Петровна, была дворянкой. В 1839 г. Семен Дмитриевич вышел в отставку, купил хутор в Кромском уезде и уехал со всей семьей (из семерых его детей Николай был старшим) в деревню, где будущий писатель, по его собственным словам, узнал народ не из рассказов петербургских извозчиков. Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 г. поступил в орловскую гимназию, закончить которую ему, однако, не удалось, и в 1846 г. начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, общался с местной интеллигенцией. Но внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи круто изменили его судьбу. Восемнадцатилетний юноша переезжает в Киев, под опеку дяди, профессора С. П. Алферьева, и устраивается на службу в Киевскую казенную палату. И хотя официально Лесков нигде далее не учился, сама среда, чиновничий мир и те слои общества, в которых он вращался, становятся его университетами. Он прошел хорошую школу жизни – от чиновника по рекрутскому набору, где был «в самом море стонов и слез», до коммивояжера в торговой компании А. Я. Шкотта, по делам которой изъездил Россию вдоль и поперек, от Белого моря до Черного. Позднее писатель с благодарностью вспоминал это самое лучшее время своей жизни, когда он «много видел и жил легко». Однако жить легко ему почти не приходилось – в 1860 г. предприятие лопнуло. Он возвращается в Киев, а затем едет в Петербург. Богатейший жизненный опыт помог начинающему писателю, когда он вынужден был добывать пером средства к существованию. Правда, писать начал не с беллетристики, а с публицистических статей. «Пробою пера» сам он назвал появившиеся в «Отечественных записках» за апрель 1861 г. «Очерки винокуренной промышленности». Перо оказалось бойким. Его заметили. Вскоре Лесков пробует себя и как беллетрист. Весной 1862 г. выходят в свет первые, не вполне совершенные ещё рассказы – «Разбойник», «Погасшее дело», «В тарантасе», затем в 1863 г. – повести «Овцебык», «Житие одной бабы», несколько позже – «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866) и другие. В большую литературу он вошел уже как знаток духовной и бытовой жизни народа, причем довольно поздно, после тридцати лет, и первые его шаги в ней ознаменовались грандиозным скандалом. Его статья по поводу петербургских пожаров в начале лета 1862 г., сопровождавшихся слухами о поджигателях-революционерах, вызвала оглушительный резонанс. Радикалы обвинили писателя в клевете и доносительстве, и началась его открытая травля. Разгневанный и потрясенный, он отъезжает в Европу, какое-то время живёт в Париже и весной 1863 г. возвращается в Петербург. В 1864 г. в журнале «Библиотека для чтения» под именем М. Стебницкого Лесков публикует свой первый антинигилистический роман «Некуда», а вскоре создаёт ещё более злую и пророческую сатиру «На ножах» (1870), окончательно подорвавшую его репутацию в левых кругах. С 1870-х гг. тема нигилизма перестает быть для него актуальной. Он обращается к образам праведников, на которых держится русская земля. Писатель убежден: не только «не стоит село без праведника», но без праведника жизнь невозможна вообще. Эти его идеи находят воплощение в повестях «Запечатленный Ангел» (1872) и «Очарованный странник» (1873), которые являют собой, по сути, художественную модель всей России. Обе повести выдержаны в сказовой манере: автор «прячется» за рассказчика, избегая однозначных оценок. В дальнейшем сказовая форма стала самой продуктивной у Лескова, давшей характерные образцы его стиля («Левша», 1881; «Тупейный художник», 1883). Но поворотным событием становится для него роман-хроника «Соборяне» (1872), продемонстрировавший даже предубежденным читателям масштаб его огромного дарования. Роман принес ему литературную славу и шумный успех. Им зачитывался весь бомонд Петербурга. В эти годы автор впервые пристально вглядывается в то, что прежде как будто мало волновало литературу, – в жизнь Церкви. Он видит многие пороки чиновничьего церковного управления, но, к сожалению, не замечает главного – святости, которая была явлена во многих подвижниках Русской Церкви того времени. И совершает ту же ошибку, что и Толстой, концентрируя внимание преимущественно на нравственной стороне христианства, т. е. на сфере душевных, но не духовных стремлений человека. Лесков не обличает церковную жизнь, а просто пытается бесстрастно показать разнообразие русского духовенства, прежде всего архипастырей. Немало и доброго рассказывает он о них. С любовью выписаны им светлые образы святителя Филарета (Амфитеатрова) и высокопреосвященного Неофита, архиепископа Пермского. В конце жизни чутье художника уведет Лескова от всех этих «учений», подменяющих веру филантропией. Его земная биография завершалась, несмотря на заблуждения и ошибки, по-христиански. За три года до смерти, уже тяжело больной, Лесков писал Суворину: «За все хорошее и дурное – благодаренье Богу. Все, верно, было нужно, и я ясно вижу, как многое, что я почитал за зло, послужило мне к добру – надоумило меня, уяснило понятия и поочистило сердце и характер». Скончался Николай Семенович Лесков 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Петербурге от приступа астмы. Похоронен на Волковом кладбище. Тридцать пять лет служил он литературе, стремясь всем сердцем искать лишь «правды и истины», давая всякой картине «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Лесков подошел к изображению жизни народа с такой стороны, с какой никогда не подходил ни один из русских писателей. В его творениях запечатлена вся глубинная Русь со своими праведниками, мастерами, «очарованными странниками» и «воительницами», которую он изобразил ярко, широко и светло, как она представлялась ему самому – большому, неповторимому художнику.


Н. Лесков. На краю света
 Н. Лесков. Очарованный странник
1. Н. Лесков.
На краю света.
Рассказ (1875)
Скачать книгу (doc; 300 Kb)

2. Н. Лесков.
Очарованный странник.
Повесть (1872-1873)
Скачать книгу (doc; 560 Kb)

Н. Лесков. Соборяне
 Запечатленный ангел
3. Н. Лесков.
Соборяне.
Роман (1872)
Скачать книгу (doc; 1,3 Mb)
4. Н. Лесков.
Запечатленный ангел.
Повесть (1872)
Скачать книгу (doc; 346 Kb)


Книги Николая Семеновича Лескова в аудиоформате